Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценность – здоровье.
Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровьесберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.
Направления деятельности воспитателя:
организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
введение оздоровительных традиций в ДОО.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.
Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела;
формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном контакте с семьей.
"Оздоровление педагогических работников дошкольного учреждения на рабочем месте в
ГБДОУ№ 63 Невского района СПБ".
Подготовил:Инструктор по физической культуре Иванов Всеволод Владимиович
В последнее время много говорят о создании здоровьесберегающей среды в дошкольных учреждениях. Но важно не только создать условия для осуществления здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении, но еще более важным сделать так, чтобы педагог был заинтересован в ней. Кроме того, крайне необходимо оздоровление самих педагогов, так как, только психологически и физически здоровые педагоги могут воспитывать здоровых детей.
Сохранение здоровья всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении и создание здоровьесберегающей среды – одна из важнейших проблем в настоящее время.
Педагоги – это одна из категорий работников, работа которых связана с психоэмоциональным напряжением. Их труд велик и важен.
Они каждый день отдают «частичку себя» детям». Именно педагоги нуждаются в социально-медицинской помощи.
Создание здоровьесберегающей среды для сотрудников очень важно, так как формирование сознательного отношения к собственному здоровью, привычка к здоровому образу жизни, состояние здоровья педагогов и их самочувствие – это важнейшие факторы, которые определяют формирование привычек здорового образа жизни у дошкольников и влияют на сохранение их здоровья.
Но этому направлению деятельности в дошкольных учреждениях уделяется недостаточно внимания.
В дошкольном учреждении педагог проводит значительную часть жизни. Насколько комфортно он чувствует себя здесь? Находится ли он в гармонии с миром и с самим собой? Что нужно изменить, чтоб это было так?
Проводимые исследования показывают, что к наиболее значимым проблемам педагоги относят проблемы со здоровьем (74%), а среди медико-психологических проблем большинство (74%) отмечает повышенную усталость. Среди отклонений в состоянии здоровья на первое место выходят отклонения со стороны нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Большинство педагогов (92,3%) считает необходимым оздоровление на рабочем месте.
Таким образом, данные результаты послужили основанием для разработки дополнительной образовательной программы. В основу программы оздоровления педагогических работников на рабочем месте легли следующие принципы:
1. высокая клиническая эффективность;
2. личностно-ориентированная направленность;
3. доступность и простота;
Ключевой идеей программы по оздоровлению педагогических работников на рабочем месте стало приобщение педагогических работников к здоровому образу жизни, профилактика эмоционального климата на рабочем месте.
Целью программы по оздоровлению педагогических работников на рабочем месте является включение педагогов в оздоровительные мероприятия и повышение уровня здоровья педагогических работников.
Для достижения цели программы по оздоровлению педагогических работников на рабочем месте нами были поставлены следующие задачи:
1. сформировать у педагогов мотивации к здоровому образу жизни и навыкам здорового образа жизни;
2. охранять и укреплять здоровье педагогов, как физического, так и психического;
3. организовать оздоровительные мероприятия.
Реализация программы проводится с 2022 года.
Для достижения цели и задачи разработаны мероприятия, направленные на оздоровление педагогов на рабочем месте.
Таким образом, учитывая взаимосвязь воспитателя и воспитанника, привлекая специалистов к данной проблеме, мы стараемся не только у детей, но и у педагогов укреплять здоровье и формировать желание быть здоровым и привычку вести здоровый образ жизни.
Уверены, что здоровье является одним из условий успешной профессиональной деятельности педагога и составляет основу общего благополучия человека.
План мероприятий на учебный 2023-2024 год:
Мероприятие |
Частота проведения |
Ответственный за проведение |
Аутотренинги |
1 раз в месяц |
Педагог-психолог |
Занятия на снятие эмоционального напряжения |
1 раз в месяц |
Инструктор по физической культуре |
Сеансы педагогической разгрузки (упражения на ковриках |
4 раз в месяц (пятница) |
Инструктор по физической культуре |
Лечебная физкультура (упражения на ковриках |
1 раз в месяц |
Инструктор по физической культуре |
Z - танцы (сальса, ча-ча-ча, румба,аэробика). |
4 раза в месяц |
Инструктор по физической культуре |
Фитотерапия |
Через каждые 3 недели по 10 дней |
Инструктор по физической культуре |